Инструкция к подростку, или Как его понять


Сегодня мы начинаем цикл бесед для родителей о детях. О тех, кто приносит нам радость, гордость, дает силы развиваться и учится, а еще иногда подкидывает поводы для беспокойств. Один из самых тревожных для родителя периодов – это подростковый возраст, дети с 10-11 лет. Поэтому поговорим о том, как научиться их понимать и сотрудничать.
Тысячи родителей, у кого есть подростки, переживают беспокойство и озабоченность в отношении своего ребенка. Еще вчера он был милым и послушным ребенком, а сегодня я не узнают его: врет, дерзит, уходит от общения.
Как его понять? Как наладить общение с ним? Как не потерять нить доверия и построить новые отношения? У каждого родителя эти вопросы вызывают тревогу и страх за ребенка.
Ф. Дальто, характеризуя этот период, использует метафору «умирание детства», т.е. через смену этих возрастных этапов осуществляется переход их одного состояния в другое. Открывается дорога во взрослость, и как следствие этого процесса, неизбежна самостоятельность и ответственность. Подростки задают себе вопросы: «Кто Я? В чем смысл моей жизни? Какой мой жизненный путь?»
Но ему трудно ответить на эти вопросы, он не уверен еще, каким он хочет быть? Он как бы в центре оболочек, которые состоят из родителей, друзей, школы, окружения, навязчивых моделей из Интернета. Каждая из них навязывает ему свои ценности, идеалы, цели. И, к сожалению, никто не прислушивается к самому подростку, н опять же все знают как надо! Аребята в этом возрасте особенно хотят понимания, хотят быть услышанными, хотят просто поговорить, и, конечно, происходит озлобление, они становятся упрямыми, агрессивными. Ему нужна помощь, а не осуждение, не критика, не ультиматум.
Помните, каждый имеет право ошибаться, и задача родителей не отказываться от него, не выгонять из дома, не затыкать ему рот.
Скажите ему, что он вам нужен, что вы его любите, что очень дорожите им и благодарите судьбу за то, что он есть в вашей жизни. Ведь это на самом деле так!

Если вашему ребенку 11-13 лет, у него происходит переоценка ценностей. Он сталкивается с реалиями жизни, т.е. происходит столкновение с ранее усвоенными нормами, правилами. Если раньше важна была учеба, хорошие отметки, то сейчас он начинает видеть, что это не самое главное в жизни. Ему гораздо интереснее проводить время с друзьями, понимать «свою взрослость», самому выбирать, что для него важнее!
Он встает перед выбором идти по знакомой дороге или свернуть на другую, которая более заманчива? Это нелегко принимать, может потеряться интерес к учебе (Зачем учиться?). Может проявляться враждебность к социальному порядку и нормам поведения, нарушение дисциплины (А почему надо поступать именно так?).
И это важный период закрепления ценностей не только по отношению к другим, но и к себе. Он учится регулировать свое поведение, оценивать себя, приобретает границы ответственности, решает, чем заниматься, сам выбирает кружки и секции.
Родителям желательно не пропустить этот его важный период выбора. Помочь ему понять свои сильные стороны, поддержать в ситуации его успеха, быть рядом, если его ждет разочарование в его выборе. Сказать ему: «Ты меняешься, и мне это нравится! Я люблю тебя! Можно я тебя обниму? А, помнишь, у тебя так классно получилось? Ты это уже умеешь, знаешь. Я верю, что у тебя получится! Это говорит о твоей самостоятельности, о наблюдательности, о целеустремленности! Я знаю, что это трудно, но мне кажется, это хорошее дело! »

Если вашему ребенку 13-15 лет, самое важное для него в этот период — общественное признание, осознание своих прав. Он закрепляет свое место в коллективе, зарождаются его собственные моральные ценности. Его поступки определяются совестью и реакцией значимых для него взрослых. Происходит отделение от родителей, развивается самостоятельность. Он ищет нового признания и взрослого доверия.
Важно поддерживать его устремления, рассуждать с ним об этом, давать возможность убедиться в его правоте или наоборот, т.е. поддерживать диалог, не заигрывая с ним, не оберегая от его ошибок, быть рядом надежным плечом в разных ситуациях. Обсуждать, говорить, дать возможность самому принимать решения и отвечать за них тоже самому. «Ты можешь сам принимать решения! Мне кажется то, что ты делаешь – это интересно! Ты классно выглядишь в этом наряде! Мне тоже тревожно, давай подумаем вместе, что можно сделать?»

Если вашему ребенку 15-16 лет, то у него преобладают философские рассуждения. Он размышляет над жизнью и смертью, пониманием смысла жизни, своего предназначения, пытается занять взрослую позицию, хочет быть максимально самостоятельным и в то же время еще очень зависим от родителей. И здесь часто у ребенка возникает внутренний конфликт, который и отражается на отношениях в семье. Он стремится уйти от контроля и не умеет пока быть независимым. Может проявлять неуверенность и агрессивное поведение одновременно, т.е. есть много противоречий, на которые он ищет свои ответы.
Родителям желательно быть рядом, помогать ему самому определиться со своими ценностями, расставить жизненные приоритеты. Не критика и советы, а поддержка и сочувствие. Это тот возраст, когда зарождаются интимные отношения, яркие симпатии, прозрения! «Мне нравится твой стиль! Мне, кажется, что когда ты неуверен, стоит прислушаться к себе. Мне нравится, что ты об этом думаешь!»
Важно позволить ему сохранять свою индивидуальность, помогать понимать ее, вырабатывать свой личностный стиль мышления.

Если вашему ребенку больше 17 лет, то у него обостряется потребность в самопринятии и самоопределении. Он планирует свое будущее, фантазирует, пытается осознавать свою принадлежность. Может возникать острое желание в острых ощущениях, приключениях, рискованное поведение. Уже, в целом, сформирована система его ценностей, мораль, этические принципы, может устанавливать довольно долгосрочные отношения с противоположным полом. Что делать родителям? Не вмешиваться в его сферу, не разрушать мечты, оказывать посильную помощь, быть надежным звеном в его жизненной цепочке. Он вступает во взрослую жизнь со своими нравственными убеждениями, сам контролирует свое поведение. «Мы можем видеть по-разному! Мне нравится, что у тебя есть свое мнение и представления об этом!»
Как мы видим, в каждом из периодов взросления ребенка самая главная задача родителей — поддержка, принятие, важно быть рядом, помогать и любить своего ребенка независимо от его возраста.

А если у вас появились вопросы, касающиеся взаимоотношений детей и взрослых, или вы не знаете, как найти общий язык со своим ребёнком, а может просто нужна консультация по личным вопросам обращайтесь к нам: Психологический центр «Остров перемен» г.Ярославль, ул.Советская, д.69, офис 203. Любые вопросы можно уточнить по телефонам: 92-76-63 и +7903-690-3636, а найти еще что-то полезное здесь www.ostrovcenter.ru

Адрес:
г. Ярославль, улица Советская, дом 69, офис 203

Телефон: +7 4852 92 76 63

WhatsApp, Viber: +7 903 690 36 36

Skype: https://join.skype.com/invite/iQcwbzh3KwEe

Время работы: Пн.- пт.: 10.00 - 19.00 ч. Сб.: 10.00 - 18.00

В летнее время консультации проводятся он-лайн по предварительной записи!

Наши контакты
Как с вами связаться?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями о персональных данных
Made on
Tilda