Готовность ребенка к школе…

«Готовь сани летом, а телегу – зимой» - гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для обучения в школе. Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя и родителям, и учителям. Первая – это ученик, посещающий школу, но не умеющий учиться. Вторая – школьник, не желающий учиться.


Рассмотрим эти две основные линии психологической подготовки ребенка к школе, при этом не будем затрагивать проблему общения ребенка со сверстниками. Хотя, ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в коллектив класса.


Именно дошкольный период является благоприятным для формирования многих способностей и качеств ребенка, необходимых в учебной деятельности. К моменту поступления ребенка в школу его общее развитие должно достичь определенного уровня:

- достаточный запас знаний и представлений об окружающем,

- умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме),

- умение произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, а то, что надо),

- выработка познавательной мотивации (стремление получать и приобретать знания).


Правильно поступают те, родители, которые много времени уделяют повседневному общению с ребенком: рассказывают что-то интересное, придумывают сказки, разъясняют природные явления – способствуют расширению кругозора, развитию пытливости и любознательности ребенка.


Многие дети к моменту поступления в школу умеют читать. Чтобы закрепить этот интерес у ребенка взрослые должны вместе с ним вслух читать как можно чаще: строчку или абзац ребенок, остальное – взрослый, постепенно увеличивая ему норму чтения. Книга должна соответствовать возрасту и интересам ребенка.


Важное значение в процессе подготовки к школе, имеет воспитание умения производить действия в уме. Этому надо учить поэтапно, закрепляя результаты практических действий и применять их с учетом полученного опыта, путем перевода этих действий во внутренний план. Для этого постарайтесь создавать побольше ситуаций, требующих действий в уме, превращайте их в игровые: очень полезны такие игры, как шашки, поддавки, но не забывайте время от времени проигрывать малышу, чтобы сохранить у него охоту к игре.


Развивайте словарный запас ребенка. Он должен составлять 4-5 тысяч слов, покажите возможности слова: прямой и переносный смысл, эмоциональная окраска…


Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой. Задача взрослых развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в привычку. Общаясь с ребенком, старайтесь вызвать у него чувство удивления, отвечайте на каждый его вопрос с интересом, с радостью, не отмахиваясь и не ссылаясь на то, что тебя в школе научат. Не жалейте времени на разъяснение ребенку различных понятий и явлений – это поможет Вашему ребенку расти живым и любознательным, заставит интересоваться новыми знаниями, самому узнавать что-то важное. И, став школьником, он не утратит способность удивляться.


Помните, что познавательная активность – это предпосылка успешной учебы, а не результат обучения в школе.


Необходимым условием подготовки ребенка к школе – выработка навыка управления своим поведением. Важно, чтобы он твердо знал, что можно и что нельзя делать дома, выполнял требования старших. Постарайтесь чаще включать ребенка в выполнение каких-то общих дел: пусть помогает накрывать стол, убирать посуду, заправлять кровать…


Больше предоставляйте ему самостоятельности, при этом учите планировать деятельность поэтапно и закрепляйте усвоенное ранее.


Соблюдая эти нехитрые основные линии поведения, Вам не придется тратить свое время на подготовку уроков вместе с ребенком, он с интересом справится с ними сам.


В нашем центре «Остров перемен» мы помогаем дошколятам подготовится к этой важной в их жизни следующей ступеньке. Мы предлагаем следующие программы: «Студия чтения. Подготовка к школе» с опытным логопедом и авторскую программу педагога-психолога «Знаю и умею» для детей 5-7 лет.


Также можно сделать диагностику готовности ребенка к школе, оценить его интеллектуальный, эмоциональный и психологический уровень соответствия грядущим важным переменам в его жизни!


Психолог-педагог высшей квалификационной категории

Психологического центра «Остров перемен»

Гвоздецкая Т.Ю.




Поделиться в соцсетях: